Краткие сообщения - 1

По результатам  Группового эксперимента

В эксперименте использована батарея из 10 тестов.

Тесты по отмериванию 12 равных интервалов без нагрузки, после физической нагрузки, после прослушивания различных музыкальных клипов и после простого интеллектуального задания.

В психологии субъективных времен уделено большое внимание когнитивным нагрузкам.

Лаборатория темпометрии в этом эксперименте обращается к теме эмоциональных нагрузок в их влиянии на течение субъективных времен.

Короткие музыкальные заставки и клипы часто используются в кинопродукции, телепрограммах, концертах, стадионах. Содержание клипов может быть разное. Такие эмоциональные наведения на сознание могут влиять на течение субъективных времен.

Теоретические основы эксперимента и гипотезы. Какую модель использовать? Закон эмоционально детерминированной оценки времени и закон заполненного временного отрезка  С.Л.Рубинштейна

Как происходит отмеривание равных интервалов, один после другого и так до заданного числа интервалов? Еще Петр Кузьмич Анохин предостерегал  против  понимания  деятельности такой, что конец одного действия служит началом для другого. Анохин утверждал, что конец одного действия является источником обратной афферентации, которая направляется к центрам только что развившегося рефлекса, в частности рефлекса цели. Следующий шаг или действие наступает после обратной афферентации. Такой механизм назван акцептором действия, который контролирует вес процесс действия. Сказанное Анохиным вполне может иметь место в ходе субъективных часов – такой уже может быть теоретическая модель отмеривания субъективно равных интервалов.  Другой моделью может быть антиципирующая  модель отмериваемого временного интервала, который предстоит вытянуть несколько раз. Антиципация здесь как прыжок или заглядывание в будущий интервал.  Ломов Б.Ф. в книге «Антиципация в структуре деятельности» выделял 5 уровней, на которых происходит  антиципация: субсенсорный, сенсомоторный, перцептивный, представленческий, речемысленный. Обе модели могут отвечать реальности происходящих процессов при отмеривании равных интервалов.

В качестве теоретических понятий модели можно использовать обе известные парадигмы из мета аналитического обозрения  авторов Richard A. Block , Peter A. Hancockb, Dan Zakay  . Это модель перспективной временной парадигмы и модель ретроспективной временной парадигмы.  

Лаборатория темпометрии допускает объединение обеих парадигм, что в свою очередь требует рассматривать внимание:  расщепленным в моменте в перспективу и ретроспективу; закольцованным в течение времени. Кроме используемой в метаобозрении корреляционной статистики  использует более простые и очевидные методы математического анализа. Простые инструменты анализа, без измельчения первичных данных в "фарш" после пропускания через изощренные статистики (более уместные в социологии) позволяют открывать новые феномены.

Феномен уменьшения длительности отмериваемых интервалов в выборке после прослушивания 30-секундного клипа тревожной музыки. В выборку включены данные 39 человек в общей группе испытуемых  независимо от пола. Критерием включения в выборку были длительности интервалов не менее 1000 мсек +/-5%. Суммирование и сравнение проведено по суммарной длительности отмеренных интервалов  отдельно по каждому из 12 интервалов с 1 по 12 и по суммарной длительности промежутков по каждому из 11 промежутков с 1 по 11.              

 Ниже выложены результаты сравнения 30-ти секундных музыкальных клипов тревожного и спокойного содержания в их влиянии на течение субъективных времен.   

  Сначала результаты по выборке после тревожной музыки:

         Клип тревожной музыки:

Установите http://www.adobe.com/go/getflashplayer

 

 

  

 Длительности интервалов сносит "вниз", в сторону сокращения интервалов, что означает ускорение хода субъективного времени по мере отмеривания интервалов с 1 по 12. 

Длительности промежутков также сносит "вниз", в сторону сокращения длительностей, что также означает ускорение хода субъективного времени по мере отмеривания 12 субъективно равных интервалов с 1 по 12. 

      

В выборке выделяется индивидуальность, испытуемый ep2u6, fem., 16 old. отмечен феномен увеличения длительности отмериваемых интервалов по мере отмеривания от 1 до 12:

 

Кроме этого, у этой испытуемой отмечено сокращение длительностей промежутков между интервалами, своеобразная дивергенция в трендах интервалов и промежутков между интервалами.

Вывод. Невозможно с большой точностью отмерить последовательно ряд равных интервалов. Отклонения в длительностях интервалов имеют картину неупорядоченных последовательностей. В общей картине субъективное время ускоряется по мере отмеривания субъективно равных интервалов после прослушивания 30-секундных клипов тревожного музыкального содержания.   

**************************************************************************************************************************************************

Клип спокойной музыки:

Установите http://www.adobe.com/go/getflashplayer

Результаты по выборке после спокойной музыки:

Длительности интервалов сносит "вниз", в сторону сокращения интервалов, что означает ускорение хода субъективного времени по мере отмеривания интервалов с 1 по 12. 

 

 

        Понижательная тенденция в отмеренных интервалах и слабая повышательная в промежутках

Выявлен феномен понижательной тенденции в отмеривании субъективно равных интервалов после спокойной и после тревожной музыки. Выявлена незначительная повышательная тенденция в промежутках после спокойной музыки и понижательная после тревожной музыки.

Не обнаружено существенной разницы во времени, затраченной на тесты спокойной и тревожной музыки --- 18 минут 20 сек. и 19 минут 7 сек.

Не обнаружено существенной разницы во времени, затраченной на продуцирование 12 субъективно равных интервалов ---- 773 сек. и 784 сек.

Не обнаружено существенной разницы во времени, затраченной на 11 промежутков между 12 субъективно равными интервалами --- 328 сек. и 363 сек., средняя разница около 1 сек.