Кажимость равности. Seemness of equivalence

По результатам продуцирования любых равных интервалов согласно условий теста №21

«Кажимость» — это и есть время, являющееся адекватной формой жизни человека, которое неправомерно принимается за время механических процессов в окружающем мире и химических процессов в собственном организме. Таким образом, кажущимся оно является только по отношению к общепринятому официальному времени, за которое принимается время природы, время механического движения материи. Субъективно переживаемое время — это не столько кажущееся, в переживании якобы неадекватно преломленное время движущейся материи, а относительное время жизни (поведения) данной системы — человека, вполне объективно отражающее план жизни данного человека. В концепции времени отражается теория детерминации процесса». С.Л.Рубинштейн, «Человек и Мир».

Кажимость эквивалентных временных интервалов в эксперименте продуцирования любых равных интервалов - методом  EEIP

Условия продуцирования методом EEIP   100 любых равных интервалов были в большой мере приближены к идеальным условиям теста №21 - человека не мучала жажда или голод, не было императивных телесных позывов или иных сильных желаний, испытуемый был спокоен, беззаботен, не взволнован (happy-go-lucky, relaxed in manner or attitude, very tolerant and carefree). Без оплаты, любезно уделила менее 10 минут своего времени для психологии. Отмеривание сопровождалось равномерным молчаливым отсчетом во внутренней речи от нуля до пяти: 0,1,2,3,4,5 .

Кажимость открывает здесь ее существенное свойство: продуцировались субъективно равные интервалы (представлены в столбце А таблицы), которые казались субъекту равными. Но они оказываются не равными объективно в единицах объективного времени (мсек). На этом факте, понятие «Кажимости»  заслуживает быть введенным в понятийный аппарат психологии.

При продуцировании временных интервалов невозможно обойтись без промежутков (столбец В), даже если они кажутся для наблюдателя точкой или моментом покоя. В конвенциальном объективном времени эти моменты покоя можно видеть воочию, наблюдая за секундной стрелкой часов. Без учета роли этих коротких составных частей в циклах субъективного времени анализ восприятия времени будет односторонним.

B2 находится в двух отношениях.

B2/A1 - не что иное как  отношение с прошлым, так как A1 раньше и предшествует следующему за ним промежутку В2.

В2/А2 - не что иное как отношение с будущим, так как В2 раньше и предшествует следующему за ним интервалу А2.

In column A - the touch-phase -  the time between onset and offset of the finger tap

In columnt B -  the off-phase - the period between offset and onset of the finger tap

Кажимость – это самые реальные наблюдаемые субъектом величины, объективно выраженные в миллисекундах.

Объяснить просходящее можно пытаться без понятия субъекта тайминга, как это сделано в "Timing, Clocks, and Dynamical Systems", 2001, Gregor Schoner. Продуктивность такого подхода будет ограничена для психологии, если рассматривать человека как робота на конвейере, а точнее как набор человеческих конечностей при конвейере (relative timing betwenn two limbs in a rhythmic movement task). Вместе с тем, теоретические модели тайминга безусловно эффективны  для психологии в качестве сравнительных моделей объяснения субъективных времен. 

Чтобы конструктивное описание процессов продуцирования любых равных интервалов имело качество теории, оно должна давать предсказание хотя бы на 1 шаг. (Таблица с результами испытаний ниже). То есть из 3 первичных данных А1, В2 и А2 дать 4ю цифру, хотя бы А3 или В3, или какие то внятные цифры взаимосвязей. Например, какова доля А2 в формировании длительности А3, какова доля А3 в формирование длительности А4. Этой зависимости обнаружить не удалось. Обнаружилась динамические картинки флуктуаций, имеющих скрытые общие свойства.  

Как происходит сравнение интервалов – неизвестно. Это неизвестное содержание или процесс. Что происходит между отмериваниями интервалов – неизвестно, это неизвестное содержание. Можно сколько угодно уходить от ответа на этот вопрос под облака аттракторов (Schoner Gr. 2002), можно отсылать к другим малопонятным, но наверное глубоко содержательным терминам. Согласно следствию из закона заполненных временных отрезков  С.Л.Рубинштейна  интервалы и промежутки содержательны. Следствие из закона - пустых, бессодержательных временных интервалов не сущестует. В частном случае, если при отмеривании любых равных интервалов повторять во внутренней речи фразу " я ничем не помогаю себе при отмеривании равных интервалов", то содержанием временных интервалов будет эта фраза. Первым на роль содержания является предмет самой актуальной потребности, квазипотребности, желания, цели, задачи, актуального жизненного требования.

При отмеривании каждого нового интервала происходит сравнение содержания нового отрезка с предыдущим. Сравнение, разделенное промежутком, длительность которого как раз может быть наполнена тем, что принято называть аттрактором. Но этим не ограничивается. Существующий филогенетический механизм опережающего возбуждения не может не иметь временной структуры.

Как однако, это выглядит извне, если невозможно заглянуть внутрь психических процессов при сравнении интервалов? Для построения картины извне возможно использовать понятия циклов.  

Пример. Alex Frid в работе Analysis of Finger Tapping Parameters in People with ADHD (2012) определяют цикл как: ...tap cycle = onset of finger tap to onset of next finger tap...

Другое определение цикла: цикл включает в себя предыдущий и последующий интервал плюс промежуток между ними. Ц1=А1+В2+А2 как это в таблице.

При вытягивании интервалов происходят неизвестные процессы между моментами начала и окончания вытягивания интервала.

Вся последовательность по отмериванию 100 интервалов как систему из 99 записей.

Вся сцепка 99 записей  примет вид системы из 99 уравниваний - в субъективной системе отсчета эти интервалы равные, для субъекта они равные:

А1+ В2+А2

              А2+В3+А3

                           А3+В4+А4

                               ………………………................

                                                    .....................................

                                                                                               ...................................

                                                                                                                                  А99+В100+А100

Динамическая модель субъективного времени сводится в данном случае к последовательности 99 циклов.

 В идеале, то есть при равномерном продуцировании интервалов, все циклы должны быть равны, и равны единице или любому другому числу. Идеал, или конструктивное требование М. Виттманна, есть основа для сравнения. По результатам объективных замеров все они разные и не могут быть уравнены. Но разворачивающаяся картина переходов из одного цикла в другой, связанный с первым циклом, может быть описана извне. Поскольку в выражениях типа известны коэффициенты А1, А2, В2, остается использовать их.

Можно вычислить сумму А1+А2 и получить отношение к В2. Такое отношение отражает внутреннее строение перехода коэффициентом перехода. Он начинается с первого значения 3,19953 (в нижеприведенной таблице) и заканчивается сотым,  равным 6,24025 при среднем 4,030596. Длительность В2 есть опорная длительность для последующего продуцирования интервала. Продуцируемые соседние длительности – длительности иного качества. При том, что для субъекта они одного качества и они равные для субъекта. Объективно качества разные. Здесь качество синоним длительности. Качества вытягивания интервалов. Коэффицент перехода отражает соотношение качеств двух составляющих одного процесса отмеривания интервалов. Растущему коэффициенту соответствует ускорение субъективного времени. Снижающемуся - замедление субъективного времени.

Вывод для конкретного рассматриваемого случая на основе диаграмм: имеет место неосознаваемое ускорение субъективного времени в условиях теста №21.

Можно вычислить весь ряд отношений длительностей циклов, как отношение длительности предыдущего к последующему. Так отношение

записи А1+ В2+А2   к записи А2+В3+А3 равно 1,15504

В свою очередь отношение записи А2+В3+А3  к  записи  А3+В4+А4 выражается числом 0,980392

                                                                    .......................

                                                                   ....................................

                                                               A99+B100+A100

В результате вся сцепка из 99 записей  A i + A i+1 + B i+1 записывается рядом цифр в столбце P таблицы, а искомые цифры для отношений каждой записи к последующей записи представлены рядом цифр в столбце Q таблицы:

Вывод. На фоне более быстрой падающей тенденции в длительностях промежутков и более медленной падающей тенденции в длительностях интервалов по ходу отмеривания циклы имеют тенденцию к постоянству. При этом разброс в абсолютных величинах циклов доходит до 13% в каждую сторону от средней тенденции. Если спуститься с понятийного уровня объяснения на образный? Подходящим образом может быть пространственная аналогия с винтовой лестницей, у которой переменный шаг и ступени разной глубины. Или лестница, у которой ступени разной высоты и разного размера. При этом размеры разнятся в некоторых пределах так, что соблюдается некоторый порядок. Этот порядок состоит в том, что отношение суммы размеров двух соседних ступенек и высоты между ними к сумме следующей пары ступенек имеет конечные границы.

К дискуссии о кажимости. Если субъективное время замедленно, то объективное время кажется быстро текущим, ускоренным. Если субъективное время ускоряется, то при этом субъекту кажется, что объективное время тянется медленнее. 

В качестве промежуточного итога остается констатировать: раскрытый феномен "кажимости" продолжает представлять научный интерес. Что отражают цифры в столбце Q? Символизируют ли они скрытые процессы в циклах, в которых происходит продуцирование нового интервала через уподобление или уравнивание с предыдущим интервалом или иные скрытые процессы?  Процессы уподобления или уравнивания могут проходить по разному и на разных уровнях психического отражения мира. По образу, если процесс вытягивания происходит на образном уровне психического отражения. По ощущению, если процесс вытягивания новой длительности происходит на уровне ощущений. По движению пальца, если на сенсомоторном уровне. По представлению, если процесс отмеривания нового интервала происходит на уровне представлений. И на других.